12 авг. 2013 г.

Онегин

По случаю больного зуба, вернее, уже отсутствию оного, сорвался очередной поход в баню. И чтобы заполнить образовавшуюся брешь (зияющую и сосущую пустоту), решил посетить оперу. И посетил.

Опера «Онегин» с музыкой Чайковского и сюжетом знамо откуда. Давали ея в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В принципе, ничего так – не пожалел, что пошел. Музыка хорошая, постановка - на уровне, за исключением, разве что, пары моментов. Но, как и должно быть опере, действо довольно спокойное, поэтому пока шло, цельных три часа сидел и размышлял. По причине все того же больного зуба вот уже неделю употребляю антибиотические зелья, так что обошлось без традиционной фляжки коньячка, а потому размышления мои получили неожиданный для самого меня вектор - в сторону (кто бы мог догадаться?) того самого Евгения Онегина.



С литературным первоисточником знаком, понятно, со школы, но как-то, когда делал в БКИ проект на САПе, перечитывал – обстановка тогда располагала, как раз к пафосному трагизму и поэтике. И хотя с тех пор прошло уже полных шесть лет, помню всё отлично, некоторые части могу при пижонской оказии процитировать по-памяти. На последнем прочтении, мне все эти разборки чести-и-достоинства показались довольно надуманным. По-сути внутри осталось впечатление, хорошо описываемое двумя фразами: 1) «всё зло от баб» и 2) «ну и наломал же ты дров Евгений» – при этом, сам герой романа мне человеком симпатичным не показался. Плюс сильно отвлекаешься на стихотворную составляющую – ибо не заметить нельзя.

Так что, в опере я с этих же позиций и стартовал. Однако, пошло все другим путем. Не разбор мотивации и характеров персонажей и тем паче не смакование стихов (поют так, что на слух воспринимается процентов тридцать – остальное по памяти и по (почему-то английскому) подстрочнику). Постарался цинически, по менеджерски – провести работу над ошибками.
На входе: четыре нормальных человека, ни что - как водится - не предвещало.
На выходе: один труп и три поломанные жизни, без всякой перспективы на happy end.
Простой вопрос – что сделано не так? кто налажал-то? и в каком месте?

И вот парадокс – явным образом, никто не налажал. Собственно, главный подозреваемый тут естес-сно Евгений, но если откинуть пролетарское презрение к аристократу, и объективно, посмотреть на него, как на живого человека, то должен признать, что Евгений ведет себя абсолютно адекватно ситуации. Как нормальный парень – он нигде не подлец и не слабак, он не лжет и никого не кидает. Все поступки вполне укладываются в модель «честь-и-достоинство» - причем модель не идиотскую а-ля «Андрюша Болконский на поле Аустерлица», а вполне себе мужскую, я бы даже сказал взрослую.



Вот узловые точки принятия решений, цепь которых привела к бардаку:
  1. Объяснения с Татьяной Лариной. Ну, втюрилась в Евгения деревенская дурочка, ну бывает. Он ее максимально мягко отодвинул. Все понятно и все по-честному. Настолько деликатно – даже не скажу, отшил – дистанцировался, насколько это в подобной ситуации вообще возможно. Поступил на самом деле как настоящий джигит. Другой бы воспользоваться наивной дурёхой – само в руки шло.
  2. Потом. На балу, чтобы уже Таня окончательно все поняла, слегка к ее сестре подкадрился. Хирургически, тем самым, пресекая всякие девические иллюзии младшей сестры. А что? Половозрелый самец – имеет право. Он это и показал. Да, слегка увлёкся, слегка перестарался, но в другую сторону – задел Ленского. А тот тоже молодец, завелся с пол оборота (ручку Оле видите ли жали), нахамил, в бутылку полез.
  3. Дальше, когда Ленский стал напирать со своим: «Жека, пойдём выйдем, базар есть» - Евгений, опять таки, честно вполне, по товарищески, попросил извинений. Да, унижаться не стал – но и не должен был. Причем повздорили они вечером, ну там, может, выпивали, потом сгоряча, наговорили друг другу всякого, но дуэль-то утром, вне сомнений – на трезвую голову. Так что, дальше Евгений тоже пытается унять Ленского и когда тот не принимает извинений, соглашается уже на пацанский вариант – кто кого. Вполне по понятиям, отступил ровно до черты, чтобы не оскотиниться.
  4. Дуэль. Тут все ясно: «Ты Володя в меня огнестрелом тычешь, получи сам орех» - причем все в пределах допустимых мер самообороны. Да, дальше, уже покатилось по наклонной. Но опять не ясно, а что Евгений мог сделать-то по-другому, чтобы избежать трагичного финала. Самому помереть - тоже не вариант, тем паче, ни за что, не про что. По чеснаку-то. Плюс случайность, мог ведь легко ранить, но не получилось – убил.
  5. Дальше едем. Сбежал, отправился путешествовать. И снова – что он делать-то должен был? Вериги нацепить и на коленях до Валаама ползти, грехи замаливать? Или жениться на ком-нибудь из сестер? – одинаково глупо и не уместно. Вернее, может и умно и правильно, только не для того самого «нормального человека», коим Евгений предстает, а для всяких блаженных «власов» Федор Михалыча (из палаты №6).
  6. Наконец, встреча с Татьяной, когда она уже прокачалась до роковой красотки. Тут тоже Евгений мог бы конечно как Вронский Каренину схватить «и в лес ягненка уволочь», но в этом случае он увел бы жену у своего друга, за которым Таня была замужем, что тоже не комильфо. Да и она, к тому же, коготки выпустили – мол, «но я другому отдана, я буду век ему верна». Что тут скажешь?

Так же не трудно доказать, что и Ленский, и те самые «бабы», в общем-то, тоже не виноваты. А все равно на выходе – кавардак. Вот и получается, что если персонажи остаются людьми, не врут, не гадят близким – то суровый конец их настигает просто неизбежно. И ведёт-то себя при этом Евгений вполне как мужик, то бишь, как дворянин (в хорошем смысле).

Напрашивается нехороший для школьника вывод, что если бы Евгений на любом этапе от 1 до 4 сподличал бы. Все может быть и обошлось. Не знаю, имел ли это в виду Пушкин, так ли его понял Чайковский, но, кажется, мораль сей басни – быть попроще. Так же следует отметить некоторые социальные факторы, такие как свободное ношение огнестрельного оружия и сексуальное воспитание подростков «на романчиках».



Это к опере прямого отношения вообще-то не имеет. Просто всё, то же самое, в музыкальном пересказе, как-то по-другому воспринимается. Вот и изложил. Если же вернуться к самой опере, по обывательски ставлю пятерку с тремя минусами.

Минусы такие:
  • За Онегина. Ну не должен он выглядеть как пухлый додик. Знаю-знаю. В опере важен голос, а не внешность. Но отделаться от впечатления все равно не могу. Да и голос у него там тоже – голос пухлого додика.
  • Второе. Минус, за сцену после смерти Вовы Ленского. Позволю себе небольшой спойлер, спектакль все равно закончился. Там после дуэли на поляну выбежали пятнадцать дворников со швабрами и счистили труп Ленского вместе с мусором. Поломали этой буффонадой весь драматизм происходящего. Меня не одного, замечу, передернуло, весь зал ойкнул. Зря.
  • И третье. Откровенно слабая сцена прощания Евгения с закрутевшей Татьяной. Он там пять раз к ней обниматься лез и десять раз на колени бухался, и на коленях же через весь зал ползал. Как-то по скоморошьи это выглядело – какая там честь? какое достоинство? Короче, не должен Онегин уподобляться похотливому карлику из немецкой порнухи – у него другой характер и другие поступки. Тоже резануло.


В остальном все супер. Особенно музыка. Во второй номер, голоса – Ленский, Татьяна и Ольга. Третий, но тоже здоровский плюс – ария влюбленного мужа Татьяны и многоголосая распевочка вначале.


Комментариев нет: