На той неделе был в Питере, в командировке. Как полагается
всякому дремучему москвичу, пребывающему в Культурную Столицу, дабы снизить на
несколько процентных пунктов степень собственной неотесанности, решил зайти куда-нибудь
просветиться. Поскольку, в строке, напротив Эрмитажа, благодаря предыдущей
поездке, уже стояла галочка об успешном посещении, направил свои стопы в
«Русский музей».
Пока ехали с коллегами, обсуждали Прекрасное. По большей
мере, в части живописного творчества. Ну и как заведено у людей не особо
разбирающихся в предмете, разговор быстро свели к обсуждению Малевича и евоного
«Квадрата». Вообще говоря, мы, программисты, практически любой вопрос легко
сводим к квадрату или, на худой конец, к прямоугольнику. Иногда, квадратов и
прямоугольников может понадобиться несколько – достаточно глянуть любую айтишную
презентацию – но сути дела это не сильно меняет. Так вот, только что говорили
мы про Малевича, блистая своей щербатой эрудицией, а дошел до «Русского музея»,
гляжу, бац! – а там выставка «Казимир Малевич. До и после Квадрата». Приступил
к просмотру. А раз посмотрел, то и поделюсь своим (практически, окончательным)
мнением о предмете.
Дело в том, с абстрактным искусством я знаком слабо, любителем
такового не являюсь и в отношении всех этих цветных кубиков и квадратиков
Малевича раньше подозревал пустышку, о которой, как о «голом короле», любят порассуждать
интеллектуалы от искусства. Теперь вот самостоятельно ознакомился с всеохватывающей экспозицией
и все сомнения развеялись, могу ответственно заявить: творчество Малевича – это
полная хрень.
Какого либо интеллектуального, духовного, эмоционального или
эстетического содержания данное «творчестве» не несет. Это, примерно, как небезызвестная
группа «Война» – рисунок сами-знаете-чего на питерском мосту, сырая курица в
известном месте, зашитые в собственном туловище отверстия (уж не припомню, всего, что они там себе дырявили и зашивали) и т.п. Только жизнь Малевича пришлась на революционные и после
революционные годы и публике можно было успешно морочить голову своим супрематизмом,
благополучно выдавая его за искусство. Ну, в логике, что, мол, Маяковствский он
ведь тоже на Пушкина не похож, зато свеж, революционен – почему бы и пройдохе
Малевичу не дать зеленый свет? И дали. И накропал он своих красных и зеленых
фигурок великое множество. А про его «Черный квадрат» до сих пор некоторые (я, например)
благодаря своей серости, могут всерьез что-то там рассуждать.
На выставке, кстати, напротив «Квадрата» даже стульчик
отельный стоял, чтобы желающим припасть к источнику высоких Муз, можно было посидеть,
подумать в тишине и комфорте. Многие сидели. Я тоже дождался очереди и посидел.
Вот записываю, что мне на том стульчике в голову пришло.
Помимо стульчика на выставке было еще несколько стендов, где
рассказывалось всякое из жизни творца. И чтобы окончательно закрыть тему
злополучного «Квадрата» приведу цитату раскрывающую его происхождение и (прости, Господи!) смысл.
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно правосланым традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
![]() |
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915 |
Ну и в качестве смешного постскриптума, добавлю фотку картины на которой изображена супруга авангардиста. Судя по всему, Малевич еще и был подкаблучником. Вероятно, барышня ему намекнула, что если увидит себя в образе желтого треугольника, то оставит мужа без сладкого, вот и пришлось Казимиру попотеть и нарисовать единственное нормальное полотно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий